ГУП "Московский метрополитен"

Вход

Логин

Пароль

Музей метрополитена

Музей закрыт на реконструкцию. Экспозиция, основанная в том числе и на экспонатах Народного музея метрополитена развернута в Центре профориентации метрополитена на станции «Выставочная». Следите за обновлениями.
Телефоны для справок: (495)622-73-09 и (499)321-64-61

Почему в Москве решили строить метро? Как его строят? Как работало метро в годы войны? Чем современные поезда отличаются от старых? Как устроен эскалатор? Какая станция самая красивая? Почему поезда не сталкиваются? Почему на станциях тепло зимой и прохладно летом? Применяются ли в метро компьютеры? Кто сможет помочь пассажиру, если он не знает, как доехать до нужной станции?..

Ответы на эти и многие другие вопросы ежедневно получают посетители Народного музея Московского метрополитена.

muz01.jpg

Впервые идея создания музея высказывалась сразу после открытия первой очереди метрополитена. Создан музей был в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена при активной поддержке заместителя начальника Московского метрополитена Зинаиды Троицкой.

muzey2.jpg

В основу первой экспозиции вошли документы, сохраненные работниками метрополитена. В основном, они рассказывали о людях метрополитена. Постепенно фонды и экспозиция музея пополнялись. Сегодня экспозиция знакомит также и с историей постоянного развития техники, обеспечивающей безопасность, культуру и комфорт перевозки пассажиров. Этому способствуют и действующие макеты различных технических систем.

muz02.jpg

Сейчас никто не может представить себе столицу без метро, которое стало не только достопримечательностью, но и основным видом общественного транспорта, на долю которого приходится 57% общегородских перевозок пассажиров.

muzey3.jpg

Фонды и экспозиция музея создавались по крупицам. Энтузиасты, глубоко заинтересованные в создании музея, занялись поиском и подбором будущих экспонатов: документов, фотографий, образцов различой техники и т.п. Они использовали материалы Управления метрополитена, фонды Государственного архива кинофотодокументов, Государственной библиотеки имени В.И.Ленина, а также различное оборудование, снятое с эксплуатации. Многие документы и отдельные предметы были переданы в дар музею частными лицами.

muzey.jpg

Ежегодно музей посещают около девяти тысяч москвичей и гостей столицы. Более половины из них — школьники и студенты. Такая картина характерна для большинства технических музеев страны. Для молодых людей посещение музея метрополитена — первое близкое знакомство не только с крупнейшей транспортной системой столицы России, но и со многими профессиями метрополитеновцев. Некоторые экскурсанты становятся постоянными посетителями. Часть из них, пусть и небольшая, потом приходит на работу в метро.

muz03.jpg

Передовые музейные технологии, использующие современную технику, в том числе и компьютерные базы данных, активно внедряются в Народном музее Московского метрополитена. Ориентированы они как на предоставление посетителям более полной информации о Московском метрополитене, так и на улучшение и повышение результативности научно-исследовательской работы музея. Последняя в конечном итоге позволяет постоянно совершенствовать экспозицию, более полно раскрывать историю предприятия. Этому способствует и постоянная забота коллектива метрополитена по сохранению лучших традиций метрополитеновцев. Среди последних — сохранение и обновление именных поездов Московского метрополитена. В 2006 году было обновлено внешнее и внутреннее оформление именного поезда «Народный ополченец». Теперь в его салонах размещены красочные плакаты, рассказывающие об истории 18-й дивизии Народного ополчения города Москвы, а также о работе нашего метро в годы Великой Отечественной войны.

muz04.jpg

Развиваются и новые формы обслуживания посетителей. С 2006 года в нашем музее проводятся видеоэкскурсии, во время которых посетители музея совершают увлекательное путешествие в прошлое Москвы и Московского метро, знакомятся с сегодняшним днем крупнейшей транспортной артерии столицы, а также имеют возможность совершить небольшое путешествие по метрополитенам других городов — Санкт-Петербурга и Минска. Кроме того, посетители музея теперь могут ознакомиться с литературой по истории метрополитена. Эта услуга особенно востребована среди школьников и студентов, готовящих рефераты и курсовые проекты.

muzey4.jpg

Развитие современных технологий охватило сегодня большинство музеев страны, но это развитие невозможно без тесного сотрудничества музеев. Не является исключением и наш музей. Налажены деловые отношения со столичными музеями, и, в первую очередь, с ведущим техническим музеем России — Государственным Политехническим музеем. Сотрудничество позволяет не только совершенствовать уже внедренные у нас новшества, но и заимствовать все лучшее, уже нашедшее применение в других музеях.

01_museum.jpg

Директор музея — Константин Александрович Черкасский.